Написание эффективного кода требует понимания стека и динамической памяти, что делает их важнейшим компонентом обучения программированию. Мало того, новые программисты также должны полностью ознакомиться с различиями между памятью стека и памятью кучи, чтобы писать эффективный и оптимизированный код. В этом сообщении блога будет представлено всестороннее сравнение этих двух методов выделения памяти. К концу этой статьи у нас будет полное представление о памяти стека и кучи, что позволит нам эффективно использовать их в наших усилиях по программированию.
Выделение памяти
Память служит основой компьютерного программирования. Он предоставляет место для хранения данных и всех команд, необходимых нашей программе для эффективной работы. Выделение памяти можно сравнить с выделением определенной области в памяти нашего компьютера для определенной цели, например, для размещения переменных или объектов, необходимых для функциональности нашей программы. Структура памяти и организация программы могут различаться в зависимости от используемой операционной системы и архитектуры. Однако в целом память можно разделить на следующие сегменты:
- Global segment
- Code segment
- Stack
- Heap
Сегмент global отвечает за хранение глобальных переменных и статических переменных, время жизни которых равно всей продолжительности выполнения программы.
Сегмент кода, также известный как текстовый сегмент, содержит фактический машинный код или инструкции, из которых состоит наша программа, включая функции и методы.
Сегмент стека используется для управления локальными переменными, аргументами функций и управляющей информацией, такой как адреса возврата.
Сегмент кучи предоставляет гибкую область для хранения больших структур данных и объектов с динамическим временем жизни. Память кучи может быть выделена или освобождена во время выполнения программы.
Примечание. Важно отметить, что стек и куча в контексте выделения памяти не следует путать со стеком и кучей структур данных, которые имеют разные цели и функции.
Обзор четырех сегментов памяти — глобального, кода, стека и кучи — иллюстрирующий обычное представление кучи, растущей вниз, и стека, растущего вверх.
Каждая программа имеет свой собственный макет виртуальной памяти, который отображается операционной системой в физическую память. Конкретное распределение по каждому сегменту зависит от различных факторов, например следующих:
- Размер кода программы.
- Количество и размер глобальных переменных.
- Объем динамического выделения памяти, необходимый программе.
- Размер стека вызовов, используемого программой.
Глобальные переменные, объявленные вне какой-либо функции, будут находиться в глобальном сегменте. Машинный код или инструкции для функций и методов программы будут храниться в сегменте кода. Давайте посмотрим примеры кода, чтобы помочь визуализировать, как глобальные сегменты и сегменты кода используются в памяти:
С++
#include <iostream>// Global Segment: Global variables are stored hereint globalVar = 42;// Code Segment: Functions and methods are stored hereint add(int a, int b) {return a + b;}int main() {// Code Segment: Calling the add functionint sum = add(globalVar, 10);std::cout << «Sum: » << sum << std::endl;return 0;}
Глобальные сегменты и сегменты кода в C++
В этих примерах кода у нас есть глобальная переменная globalVarсо значением 42, которая хранится в глобальном сегменте. У нас также есть функция add, которая принимает два целочисленных аргумента и возвращает их sum; эта функция хранится в сегменте кода. Функция main(или скрипт в Python) вызывает функцию add, передавая глобальную переменную и другое целочисленное значение 10в качестве аргументов.
Глобальные сегменты и сегменты кода в коде (сегменты кучи и стека не показаны)
Крайне важно подчеркнуть, что управление сегментами стека и кучи играет важную роль в производительности и эффективности нашего кода, что делает его жизненно важным аспектом программирования. Поэтому программисты должны полностью понять их, прежде чем углубляться в их различия.
Память Stack: упорядоченное хранилище
Думайте о стековой памяти как об организованной и эффективной единице хранения. Он использует подход «последним поступил — первым обслужен» (LIFO), что означает, что самые последние добавленные данные удаляются первыми. Ядро, центральный компонент операционной системы, автоматически управляет памятью стека; нам не нужно беспокоиться о выделении и освобождении памяти. Он просто заботится о себе, пока работает наша программа.
Приведенные ниже примеры кода на разных языках программирования демонстрируют использование стека в различных случаях.
С++
#include <iostream>// A simple function to add two numbersint add(int a, int b) {// Local variables (stored in the stack)int sum = a + b;return sum;}int main() {// Local variable (stored in the stack)int x = 5;// Function call (stored in the stack)int result = add(x, 10);std::cout << «Result: » << result << std::endl;return 0;}
Использование памяти стека в C++: демонстрация локальных переменных и вызовов функций
Блок памяти, называемый кадром стека, создается при вызове функции. Фрейм стека хранит информацию, связанную с локальными переменными, параметрами и адресом возврата функции. Эта память создается в сегменте стека.
В приведенных выше примерах кода мы создали функцию с именем add. Эта функция принимает два параметра в качестве входных целых чисел и возвращает их sum. Внутри addфункции мы создали локальную переменную sumдля хранения результата. Эта переменная хранится в памяти стека.
В mainфункции (или скрипте верхнего уровня для Python) мы создаем еще одну локальную переменную xи присваиваем ей значение 5. Эта переменная также хранится в памяти стека. Затем мы вызываем функцию добавления с аргументами xи 10в качестве аргументов. Вызов функции, его аргументы и адрес возврата помещаются в стек. Как только addфункция возвращается, стек извлекается, удаляя вызов функции и связанные данные, и мы можем распечатать результат.
В следующем объяснении мы рассмотрим, как куча и стек изменяются после запуска каждой важной строки кода. Хотя мы фокусируемся на C++, объяснение для Python и Java также остается в силе. Здесь мы обсуждаем только сегмент стека.
Вот объяснение кода C++ в порядке выполнения:
- Строка 10: Программа начинается с mainфункции, и для нее создается новый кадр стека.
- Строка 12: Локальной переменной xприсваивается значение 5.
- Строка 15: Функция addвызывается с аргументами xи 10.
- Строка 4: для функции создается новый кадр стека add. Управление передается функции addс локальными переменными. a, bи sum. Переменным aи bприсваиваются значения xи 10соответственно.
- Строка 6: Локальной переменной sumприсваивается значение a + b(т.е. 5 + 10).
- Строка 7: значение sumпеременной (т.е. 15) возвращается вызывающей стороне.
- Строка 8: Кадр addстека функции извлекается из стека, и все локальные переменные ( a, b, и sum) освобождаются.
- Строка 15: Локальной переменной resultв кадре стека функции mainприсваивается возвращаемое значение (т. е. 15).
- Строка 17: значение, хранящееся в resultпеременной (например, 15), выводится на консоль с помощью std::cout.
- Строка 19: Функция mainвозвращает 0, сигнализируя об успешном выполнении.
- Строка 20: Кадр mainстека функции извлекается из стека, и все локальные переменные ( xи result) освобождаются.
Ключевые особенности стековой памяти
Вот некоторые ключевые аспекты стековой памяти, которые следует учитывать:
Фиксированный размер: Когда речь идет о стековой памяти, ее размер остается фиксированным и определяется в самом начале выполнения программы.
Преимущество в скорости: кадры памяти стека являются непрерывными. Поэтому выделение и освобождение памяти в памяти стека происходит невероятно быстро. Это делается путем простой настройки ссылок через указатели стека, управляемые ОС.
Хранение управляющей информации и переменных. Память стека отвечает за размещение управляющей информации, локальных переменных и аргументов функций, включая адреса возврата.
Ограниченная доступность: важно помнить, что доступ к данным, хранящимся в памяти стека, возможен только во время активного вызова функции.
Автоматическое управление. Эффективное управление памятью стека осуществляется самой системой, и с нашей стороны не требуется никаких дополнительных усилий.
Heap памяти: динамическое хранилище
Куча памяти, также известная как динамическая память, является диким потомком распределения памяти. Программист должен управлять им вручную. Куча памяти позволяет нам выделять и освобождать память в любой момент выполнения нашей программы. Он отлично подходит для хранения больших структур данных или объектов, размеры которых заранее неизвестны.
Приведенные ниже примеры кода на разных языках программирования демонстрируют использование кучи.
С++
#include <iostream>int main() {// Stack: Local variable ‘value’ is stored on the stackint value = 42;// Heap: Allocate memory for a single integer on the heapint* ptr = new int;// Assign the value to the allocated memory and print it*ptr = value;std::cout << «Value: » << *ptr << std::endl;// Deallocate memory on the heapdelete ptr;return 0;}
Демонстрация выделения и использования памяти кучи в C++
В этих примерах кода цель состоит в том, чтобы сохранить значение 42в динамической памяти, которая является более постоянным и гибким пространством для хранения. Это делается с помощью указателя или ссылочной переменной, которая находится в памяти стека:
- int* ptr в С++.
- Объект в Java Integer.ptr
- Список с одним элементом ptrв Python.
Затем значение, хранящееся в куче, печатается. В C++ необходимо вручную освободить память, выделенную в куче, с помощью deleteключевого слова. Однако Python и Java управляют освобождением памяти автоматически посредством сборки мусора, что устраняет необходимость ручного вмешательства.
Примечание. В Java и Python сборка мусора автоматически обеспечивает освобождение памяти, устраняя необходимость в ручном освобождении памяти, как в C++.
В следующем объяснении мы рассмотрим, как изменяются куча и стек после запуска каждой важной строки кода. Хотя мы фокусируемся на C++, объяснение справедливо и для Python и Java. Здесь мы обсуждаем только сегменты стека и кучи.
Вот объяснение кода C++ в порядке выполнения:
- Строка 3: функция mainвызывается, и для нее создается новый кадр стека.
- Строка 5: Локальной переменной valueв кадре стека присваивается значение 42.
- Строка 8: переменная-указатель ptrвыделяется в динамически созданной памяти для одного целого числа в куче с помощью newключевого слова. Предположим, что адрес этой новой памяти в куче равен 0×1000. Адрес выделенной памяти кучи (0×1000) хранится в указателе. ptr.
- Строка 11: целочисленное значение 42присваивается ячейке памяти, на которую указывает ptr(адрес кучи 0×1000).
- Строка 12: значение, хранящееся в ячейке памяти, на которую указывает ptr( 42), выводится на консоль.
- Строка 15: память, выделенная в куче по адресу 0×1000, освобождается с помощью deleteключевого слова. После этой строки ptrуказатель становится висячим, потому что он все еще содержит адрес 0×1000, но эта память была освобождена. Однако мы не будем подробно обсуждать висячие указатели для этого важного обсуждения.
- Строка 17: функция main возвращает 0, сигнализируя об успешном выполнении.
- Строка 18: Кадр стека основной функции извлекается из стека, и все локальные переменные ( valueи ptr) освобождаются.
Примечание. Стандартная библиотека C++ также предоставляет ряд интеллектуальных указателей, которые могут помочь автоматизировать процесс выделения и освобождения памяти в куче.
Ключевые особенности динамической памяти
Вот некоторые примечательные характеристики динамической памяти, о которых следует помнить:
- Гибкость в размере: размер динамической памяти может меняться в процессе выполнения программы.
- Компромисс скорости: выделение и освобождение памяти в куче выполняется медленнее, поскольку требует поиска подходящего кадра памяти и обработки фрагментации.
- Хранилище для динамических объектов: память кучи хранит объекты и структуры данных с динамическим сроком службы, например созданные с помощью newключевого слова в Java или C++.
- Постоянные данные: данные, хранящиеся в динамической памяти, остаются там до тех пор, пока мы не освободим их вручную или программа не завершится.
- Ручное управление: в некоторых языках программирования (например, C и C++) динамической памятью необходимо управлять вручную. Это может привести к утечке памяти или неэффективному использованию ресурсов, если это не сделано правильно.
Stack или heap: различия
Теперь, когда мы полностью понимаем, как работает распределение памяти в стеке и куче, мы можем различать их. При сравнении памяти стека и кучи мы должны учитывать их уникальные характеристики, чтобы понять их различия:
- Управление размером: память стека имеет фиксированный размер, определяемый в начале выполнения программы, тогда как память кучи является гибкой и может изменяться в течение жизненного цикла программы.
- Скорость: Память стека дает преимущество в скорости при выделении и освобождении памяти, поскольку для этого требуется только настройка ссылки. Напротив, операции с памятью кучи выполняются медленнее из-за необходимости находить подходящие кадры памяти и управлять фрагментацией.
- Цели хранения: Память стека предназначена для управляющей информации (такой как вызовы функций и адреса возврата), локальных переменных и аргументов функций, включая адреса возврата. С другой стороны, динамическая память используется для хранения объектов и структур данных с динамическим временем жизни, таких как созданные с помощью ключевого newслова в Java или C++.
- Доступность данных: доступ к данным в памяти стека возможен только во время активного вызова функции, тогда как данные в памяти кучи остаются доступными до тех пор, пока они не будут освобождены вручную или программа не завершится.
- Управление памятью: система автоматически управляет памятью стека, оптимизируя ее использование для быстрого и эффективного обращения к памяти. В отличие от этого, ответственность за управление памятью кучи лежит на программисте, и неправильная обработка может привести к утечке памяти или неэффективному использованию ресурсов.
В этой таблице приведены основные различия между стековой и динамической памятью в различных аспектах:
Аспект | Stack Memory | Heap Memory |
Управление размером | Фиксированный размер, определяемый в начале программы | Гибкий размер, может меняться в течение жизненного цикла программы |
Скорость | Быстрее, требуется только настройка ссылки | Медленнее, включает в себя поиск подходящих блоков и управление фрагментацией |
Цели хранения | Управляющая информация, локальные переменные, аргументы функций | Объекты и структуры данных с динамическим временем жизни |
Доступность данных | Доступно только во время активного вызова функции | Доступен до тех пор, пока не будет удален вручную или программа не завершится |
Управление памятью | Автоматически управляется системой | Вручную управляется программистом |
Stack или heap: когда использовать каждый тип
Теперь мы знаем о различиях между стековой и динамической памятью. Давайте теперь посмотрим, когда использовать каждый тип памяти.
Стек — это вариант по умолчанию для хранения локальных переменных и аргументов функций с коротким и предсказуемым сроком службы в C++, Java и Python. Однако рекомендуется использовать динамическую память в следующих ситуациях:
- Когда есть необходимость хранить объекты, структуры данных или динамически размещаемые массивы с продолжительностью жизни, которую нельзя предсказать во время компиляции или во время вызова функции.
- Когда требования к памяти велики или когда нам нужно обмениваться данными между различными частями нашей программы.
- При выделении памяти, которая сохраняется за рамками одного вызова функции, требуется.
Кроме того, в C++ требуется ручное управление памятью (с помощью delete), тогда как в Java и Python освобождение памяти в основном осуществляется сборкой мусора. Тем не менее, мы должны помнить о шаблонах использования памяти, чтобы избежать проблем.
Заключение
Понимание разницы между стековой и динамической памятью имеет решающее значение для любого программиста, стремящегося писать эффективный и оптимизированный код. Память стека лучше всего подходит для временного хранения, локальных переменных и аргументов функций. Куча памяти идеально подходит для больших структур данных и объектов с динамическим сроком службы. Нам нужно тщательно выбирать подходящий метод распределения памяти; мы можем создавать программы, которые эффективны и работают хорошо. Каждый тип памяти обладает собственным набором функций, и очень важно использовать их для обеспечения производительности и использования ресурсов в нашем программном обеспечении.